Дополнительное образование взрослых. Герасименок А.
Происходящие интенсивные преобразования в экономике и общественном развитии страны, появление новых сложнейших технологий требуют постоянного совершенствования квалификации кадров. В связи с этим возрастает роль и значение системы повышения квалификации и переподготовки кадров как образовательной системы, способной оперативно обеспечить подготовку к работе в новых условиях. О дополнительном образовании взрослых читайте в предложенной статье.
Вступивший с 1 сентября 2011 г. Кодекс РБ об образовании (далее – Кодекс) внес определенные новшества в систему дополнительного образования взрослых.
Впервые на законодательном уровне дано определение понятию «дополнительное образование взрослых». Так, согласно п. 1 ст. 240 Кодекса дополнительное образование взрослых – вид дополнительного образования, направленный на профессиональное развитие слушателя, стажера и удовлетворение их познавательных потребностей.
Состав системы дополнительного образования
В Кодексе сформулирован состав системы дополнительного образования взрослых, в которую наряду с участниками образовательного процесса при реализации образовательных программ дополнительного образования взрослых, образовательными программами дополнительного образования взрослых и учреждениями дополнительного образования входят:
– иные учреждения образования, реализующие образовательные программы дополнительного образования взрослых;
– иные организации, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, реализующие образовательные программы дополнительного образования взрослых;
– индивидуальные предприниматели, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, реализующие образовательные программы дополнительного образования взрослых;
– учебно-методические объединения в сфере дополнительного образования взрослых;
– организации, направляющие работников для освоения содержания образовательных программ дополнительного образования взрослых;
– государственные организации образования, обеспечивающие функционирование системы дополнительного образования взрослых;
– государственные органы, подчиненные и (или) подотчетные Президенту РБ, республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству, местные исполнительные и распорядительные органы, иные организации и физические лица в пределах их полномочий в сфере дополнительного образования взрослых.
Виды образовательных программ
Кодексом предусмотрено 12 образовательных программ дополнительного образования взрослых:
– для повышения квалификации руководящих работников и специалистов;
– переподготовки руководящих работников и специалистов, имеющих высшее образование;
– переподготовки руководящих работников и специалистов, имеющих среднее специальное образование;
– стажировки руководящих работников и специалистов;
– специальной подготовки, необходимой для занятия отдельных должностей;
– повышения квалификации рабочих (служащих);
– переподготовки рабочих (служащих);
– профессиональной подготовки рабочих (служащих);
– обучающих курсов (лекториев, тематических семинаров, практикумов, тренингов, офицерских курсов и иных видов обучающих курсов);
– обучения в организациях;
– совершенствования возможностей и способностей личности;
– подготовки лиц к поступлению в учреждения образования РБ.
Таким образом, Кодексом впервые на законодательном уровне урегулированы вопросы организации образовательного процесса при освоении содержания образовательной программы обучающих курсов, образовательной программы совершенствования возможностей и способностей личности, образовательной программы обучения в организациях.
Субъекты и формы реализации образовательных программ
Из анализа норм Кодекса следует, что образовательные программы дополнительного образования взрослых могут осуществлять не только учреждения дополнительного образования взрослых, но и иные учреждения образования, иные организации, а также индивидуальные предприниматели.
Под иными организациями, которые могут заниматься дополнительным образованием взрослых, понимаются те организации, чей основной вид деятельности не связан с образованием. Вместе с тем определены отдельные образовательные программы, которые могут реализовываться только учреждениями дополнительного образования взрослых, например образовательные программы переподготовки руководящих работников и специалистов, имеющих высшее или среднее специальное образование.
Иные организации, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, смогут реализовывать:
– образовательную программу стажировки руководящих работников и специалистов;
– образовательную программу специальной подготовки, необходимой для занятия отдельных должностей;
– образовательные программы повышения квалификации, переподготовки, профессиональной подготовки рабочих (служащих);
– образовательную программу обучающих курсов;
– образовательную программу обучения в организациях;
– образовательную программу совершенствования возможностей и способностей личности;
– образовательную программу повышения квалификации руководящих работников и специалистов (по решению Правительства РБ).
Индивидуальные предприниматели, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, смогут реализовывать образовательную программу обучающих курсов и образовательную программу совершенствования возможностей и способностей личности.
Способы реализации образовательных программ дополнительного образования взрослых предусмотрены в ст. 242 Кодекса, которой установлено, что образовательные программы дополнительного образования взрослых реализуются в очной и заочной формах получения образования, за исключением образовательной программы повышения квалификации рабочих (служащих), образовательной программы переподготовки рабочих (служащих), образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих), которые реализуются только в очной форме получения образования.
К видам учреждений дополнительного образования взрослых отнесены:
– академия последипломного образования;
– институт повышения квалификации и переподготовки;
– институт развития образования;
– центр повышения квалификации руководящих работников и специалистов;
– центр подготовки, повышения квалификации и переподготовки рабочих (ст. 245 Кодекса)
Например, к центру подготовки, повышения квалификации и переподготовки рабочих отнесено учреждение дополнительного образования взрослых, которое реализует образовательную программу повышения квалификации рабочих (служащих), образовательную программу переподготовки рабочих (служащих), образовательную программу профессиональной подготовки рабочих (служащих), а также может реализовывать образовательную программу обучающих курсов (лекториев, тематических семинаров, практикумов, тренингов, офицерских курсов и иных видов обучающих курсов), образовательную программу обучения в организациях, образовательную программу совершенствования возможностей и способностей личности.
Следовательно, Кодекс упраздняет такой вид учреждений, обеспечивавших ранее повышение квалификации и переподготовку кадров, как курсы повышения квалификации руководящих работников и специалистов. У некоторых учреждений изменятся наименования.
Справочно: со вступлением в силу Кодекса прекращают свою деятельность учебные комбинаты подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров, учебно-курсовые комбинаты подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров, учебные пункты, а также курсы повышения квалификации руководящих работников и специалистов, которые, по всей вероятности, преобразуются в предусмотренные Кодексом учреждения образования, обеспечивающие дополнительное образование взрослых.
Сроки получения дополнительного образования
Сроки получения дополнительного образования взрослых определены в ст. 244 Кодекса и составляют:
– при освоении содержания образовательной программы повышения квалификации рабочих (служащих) – от 1 недели до 3 месяцев;
– освоении содержания образовательной программы переподготовки рабочих (служащих) – от 2 недель до 11 месяцев;
– освоении содержания образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) – от 1 до 12 месяцев.
Срок получения дополнительного образования взрослых при освоении содержания образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) в учреждениях общего среднего образования может быть увеличен в рамках количества учебных часов, предусмотренных учебно-программной документацией этой образовательной программы.
Сроки получения дополнительного образования при освоении содержания образовательной программы обучающих курсов (лекториев, тематических семинаров, практикумов, тренингов, офицерских курсов и иных видов обучающих курсов), образовательной программы обучения в организациях, образовательной программы совершенствования возможностей и способностей личности определяется учреждениями образования, иными организациями, индивидуальными предпринимателями, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность.
Кодекс сохранил существующие и установил новые социальные гарантии для лиц, направляемых организациями на освоение содержания образовательных программ дополнительного образования взрослых: им будут сохраняться средняя заработная плата, выплачиваться командировочные, суточные, оплачиваться проезд.
Отдельные вопросы дополнительного образования взрослых
Постановлением Совета Министров РБ от 15.07.2011 № 954 «Об отдельных вопросах дополнительного образования взрослых», вступившим в силу с 1 сентября 2011 г., в частности, утверждены:
– Положение о порядке признания учреждения дополнительного образования взрослых ведущим учреждением образования в отрасли;
– перечень профилей образования и (или) направлений образования, закрепленных за республиканскими органами государственного управления для разработки образовательных стандартов переподготовки руководящих работников и специалистов;
– Положение о непрерывном профессиональном образовании руководящих работников и специалистов;
– Положение о непрерывном профессиональном обучении по профессиям рабочих;
– Положение об обучающих курсах дополнительного образования взрослых.
Следует акцентировать внимание на особенностях непрерывного профессионального обучения профессиям рабочих, которые предусмотрены в Положении о непрерывном профессиональном обучении по профессиям рабочих (далее – Положение).
Непрерывное профессиональное обучение по профессиям рабочих включает реализацию следующих образовательных программ дополнительного образования взрослых:
– образовательной программы повышения квалификации рабочих (служащих);
– образовательной программы переподготовки рабочих (служащих);
– образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) (п. 2 Положения).
Таким образом, в отличие от ранее действовавшего Положения о непрерывном профессиональном обучении рабочих (служащих), утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 15.05.2007 № 599 (далее – постановление № 599), из непрерывного профессионального обучения рабочих исключен такой вид обучения, как курсы целевого назначения.
Непрерывное профессиональное обучение по профессиям рабочих осуществляется в случае необходимости данного обучения для собственных нужд организации в соответствии с коллективным договором, соглашением, трудовым договором, по заявкам других организаций на основе договоров (п. 4 Положения).
Основной формой организации образовательного процесса при реализации образовательных программ повышения квалификации, переподготовки, профессиональной подготовки рабочих (служащих) является учебное занятие – лекция, семинарское, лабораторное, практическое и иное занятие (п. 8 Положения).
Образовательный процесс при реализации образовательных программ повышения квалификации, переподготовки и профессиональной подготовки рабочих (служащих) включает теоретическое и производственное обучение (пп. 11, 12, 13, 14 Положения).
Теоретическое обучение направлено на овладение слушателями теоретическими знаниями, необходимыми для формирования умений и навыков по профессии (должности).
Производственное обучение направлено на формирование практических умений и навыков по профессии (должности). Производственное обучение в составе учебной группы проводится в 2 этапа:
– на 1-м этапе – под руководством мастера производственного обучения на материально-технической базе, специально созданной в учреждении дополнительного образования взрослых, ином учреждении образования, реализующем образовательные программы дополнительного образования взрослых, иной организации, которой в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, реализующей образовательные программы дополнительного образования взрослых.
При отсутствии специально созданной материально-технической базы допускается в порядке исключения проведение производственного обучения в течение всего периода на рабочих местах в организации, которой в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, реализующей программы дополнительного образования взрослых;
– на 2-м этапе (производственная практика) – на рабочих местах в организации, которой в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, реализующей программы дополнительного образования взрослых, под руководством мастера производственного обучения или индивидуально под руководством не освобожденного от основной работы высококвалифицированного рабочего или инструктора производственного обучения рабочих массовых профессий.
При осуществлении образовательного процесса индивидуально слушатель осваивает теоретический курс самостоятельно, производственное обучение проходит индивидуально на рабочем месте под руководством не освобожденного от основной работы высококвалифицированного рабочего или инструктора производственного обучения рабочих массовых профессий.
Консультации составляют 8–10 % от объема часов, отводимых на самостоятельное освоение теоретического курса.
Аттестация при непрерывном профессиональном обучении рабочих (служащих)
Текущая аттестация слушателей проводится в форме собеседования, зачета (п. 18 Положения). Согласно постановлению № 599 текущая аттестация проводилась в форме контрольных работ, собеседований.
В отличие от постановления № 599 в Положении детально урегулированы нормы, устанавливающие порядок определения результатов текущей и итоговой аттестации слушателей.
Так, результаты текущей аттестации слушателей оцениваются отметками в баллах по 10-балльной шкале либо отметками «зачтено», «не зачтено».
Положительными являются отметки не ниже 3 (трех) баллов и «зачтено».
Результаты итоговой аттестации слушателей оцениваются отметками в баллах по 10-балльной шкале. Положительными являются отметки не ниже 3 (трех) баллов.
Слушателям, не прошедшим итоговую аттестацию в установленный срок по уважительной причине, предоставляется право прохождения итоговой аттестации в другой срок во время работы квалификационной комиссии. Слушателям, не прошедшим итоговую аттестацию в установленный срок без уважительных причин или получившим по ее результатам отметку ниже 3 (трех) баллов, предоставляется право прохождения итоговой аттестации во время работы квалификационной комиссии, но не ранее чем через 3 месяца.
Слушателям, успешно прошедшим итоговую аттестацию при освоении содержания образовательных программ повышения квалификации, переподготовки, профессиональной подготовки рабочих (служащих), присваивается квалификационный разряд (класс, категория) по избранной профессии (должности) и выдается свидетельство установленного образца о присвоении квалификационного разряда (класса, категории) по профессии (пп. 24, 25 Положения).
Слушателям, успешно прошедшим итоговую аттестацию при освоении содержания образовательных программ повышения квалификации, переподготовки, профессиональной подготовки рабочих (служащих) по профессиям, связанным с ведением работ на потенциально опасных объектах, кроме свидетельства установленного образца о присвоении квалификационного разряда (класса, категории) по профессии выдается соответствующее удостоверение о допуске к работе на указанных объектах.
Обучение при реализации образовательных программ повышения квалификации, переподготовки и профессиональной подготовки рабочих (служащих) осуществляют педагогические работники и мастера производственного обучения, инструкторы производственного обучения рабочих массовых профессий (п. 26 Положения).
Если по постановлению № 599 теоретическое обучение могли осуществлять также лица, имеющие высшее или среднее специальное образование по соответствующему обучаемой профессии профилю (т.е. не исключены были случаи, когда теоретическое обучение могли осуществлять лица, не имеющие высшего или среднего специального образования по соответствующему обучаемой профессии профилю), то в Положении установлено, что теоретическое обучение должны осуществлять педагогические работники, имеющие высшее или среднее специальное образование по профилю, соответствующему обучаемой профессии.
Постановление № 599 предусматривало норму, согласно которой в крупных организациях (с численностью свыше 500 человек) могли создаваться цеховые квалификационные комиссии. В Положении данная норма не предусмотрена.
Лица, ответственные за обеспечение непрерывного профессионального обучения
Предусмотренная в постановлении № 599 ответственность за обеспечение непрерывного профессионального обучения рабочих (служащих) в организациях, которая возлагалась на кадровые службы или соответствующие структурные подразделения, созданные для этих целей, или на инженера по подготовке кадров, в Положении не предусмотрена, что вполне оправданно, поскольку определение в организации ответственных в лиц за обеспечение непрерывного профессионального обучения рабочих (служащих) является правом работодателя.
Однако необходимо отметить, что обучение по вопросам охраны труда при подготовке, переподготовке, повышении квалификации работников, на обучающих курсах организуют кадровые службы, или инженер по подготовке кадров, или соответствующие структурные подразделения, созданные для этих целей в организациях. Такая норма сохранена до сих пор в п. 5 Инструкции о порядке подготовки (обучения), переподготовки, стажировки, инструктажа, повышения квалификации и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утвержденной постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 28.11.2008 № 175, в редакции от 27.06.2011 (т.е. после принятия Кодекса).
Герасименко, А. Дополнительное образование взрослых/ А. Герасименко //Я специалист по кадрам. – 2013. – №19.